Учебники
Учащимся
Задачи библиотеки на 2023-2024учебный год – обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся;
– поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы и в школьной программе;
– развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения, умение анализировать прочитанное, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни;
– побуждать учащихся овладевать навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида, формата и носителя и применять полученные данные на практике;
– организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание и содействующие эмоциональному развитию;
– участвовать в творческих и литературных конкурсах;
– работать с учащимися, учителями, администрацией, содействуя реализации задач школы;
– обеспечение учащихся образовательных учреждений учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников;
– формирование навыков независимого библиотечного пользователя;
– создание и ведение электронных каталогов;
– обеспечение доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам сети Интернет;
– создание информационно-библиотечного центра с читальным залом и оборудованным книгохранилищем, обеспечивающим сохранность книжного фонда;
– содействие развитию школьников, формированию их информационной и читательской компетентности;
– формирование потребности в систематическом чтении;
– продолжать сотрудничество с детскими писателями и поэтами. Основные функции библиотеки
• Информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учащихся учебной литературой).
• Научная организация фондов и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка).
• Деятельность по привлечению детей к чтению.
• Оказание помощи в подготовке и проведении занятий по внеклассному чтению.
• Мероприятия в помощь развитию информационной грамотности пользователей (библиотечные уроки).
• Комплектование фондов.
• Ведение учетной и планово-отчетной документации. Работа с библиотечным фондом Работа с фондом учебной литературы:
№ п/п
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственный
1 Обеспечение комплектования фонда учебной литературы:
- работа с перспективными изданиями (прайс-листами, каталогами, тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ);
- составление совместно с учителями предметниками заказа на учебники;
- формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом итогов инвентаризации;
- подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;
- утверждение плана комплектования на новый учебный год;
- прием и обработка поступивших учебников:
• оформление накладных
• ведение учётной документации библиотечного фонда
• штемпелевание
• занесение в каталог
• внесение информации в Систему учета учебных фондов Сентябрь - май Зав. библиотекой
2 Прием учебников. По отдельному графику Зав. библиотекой
3 Информирование учителей о новых поступлениях учебной литературы По мере поступления Зав. библиотекой
4 Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками в наступающем учебном году. Август - сентябрь Зав. библиотекой
5 Составление отчетных документов обеспеченности учебной литературой. Сентябрь Зав. библиотекой
6 Списание учебной литературы с учетом ветхости и смены образовательных программ в соответствии с федеральным перечнем учебников. В течение года Зав. библиотекой
7 Проведение работы по обеспечению сохранности учебного фонда (рейды по классам). В течение года Зав. библиотекой Классный руководитель
8 Организация мелкого ремонта учебников В течение года Зав. библиотекой
9 Работа в Системе учета учебных фондов: актуализация информации о поступивших и списанных учебниках В течение года Зав. библиотекой
Работа с фондом художественной литературы:
№ п/п
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственный
1 Прием, систематизация и регистрация новых По мере поступления Зав. библиотекой
2 Прием и оформление художественной литературы, учет и обработка.
В течение года
Зав. библиотекой
3 Ведение работы по сохранности фонда, проведение периодических проверок сохранности.
В течение года
Зав. библиотекой
4 Выдача художественной литературы пользователям библиотеки
В течение года
Зав. библиотекой
5 Работа с фондом:
• комплектование фонда
• оформление фонда
• расстановка фонда
• выявление и списание ветхой художественной литературы
• контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий
• обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке
• работы по мелкому ремонту и переплету изданий
• обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. В течение года Зав. библиотекой
Работа с фондом периодических изданий:
№ п/п
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственный
1 Комплектование фонда периодических изданий в соответствии с образовательной программой школы
Октябрь
Зав. библиотекой
Воспитательная работа.
• Развивать и поддерживать в детях привычку чтения.
• Воспитание бережного отношения к книге, культуры обращения с книгой.
• Организация выставок, стендов.
• Способствовать формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной работы.
• Обучение пользованию носителей информации, умению найти и отобрать нужную информацию. Информационная работа
• Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников: - совместная работа по составлению заказа на учебную литературу; - обзоры новых поступлений
• Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:
- на абонементе
- в читальном зале
- подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений
- помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям
- проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий Работа с читателями Индивидуальная работа:
- обслуживание читателей на абонементе;
- рекомендательные беседы на абонементе при выдаче книг;
- беседы о прочитанном;
- рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, поступивших в библиотеку;
- изучение и анализ читательских формуляров:
- проведение тематических библиотечных уроков
- организация и проведение встреч учащихся с детскими писателями и поэтами
- сотрудничество с районными и городскими библиотеками в рамках пропаганды книги и чтения
- организация и проведение экологической акции по сбору макулатуры в целях развития экологической культуры учащихся
Выставочная деятельность:
Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения. Вызвать интерес к предмету через литературу. Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе.
№ п/п Дата: Содержание работы класс Срок исполнения
1 03,10,2020г. 125 лет со дня рождения поэта Сергея Александровича Есенина (1895-1925) 9-11 Октябрь
2 13,10,2020г. 150 лет со дня рождения писателя , лауреата Нобелевской премии по литературе (1953) Ивана Александровича Бунина (1870-1953) 6-7 Октябрь
3 09,11,2020г. 105 лет со дня рождения писателя и поэта Константина Михайловича Симонова (1915-1979) 9-11 Ноябрь
4 13,11,2020г. 140 лет со дня рождения поэта Алксандра Александровича Блока (1880-1921) 5-7 Ноябрь
5 04,12,2020г. 200 лет со дня рождения поэта Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншин) (1820-1892) 2-11 Декабрь
6 05,12,2020 День героев Отечества (Отмечается с 2007 года в соответствии с Федеральным законом №231 – ФЗ от 24 октября 2007 года)
2-11
7 14,01,2021. 195 лет со дня рождения русского писателя, публициста, критика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889) 5-11 Январь
8 16,02,2021г. 115 лет со дня рождения Агнии Львовны Барто (1906-1981) – советской детской поэтессы, писательнице, киносценариста, радиоведущей. Лауреат Сталинской премии второй степени и Ленинской премии 1-4 Февраль
9 08,03,2021 Неделя детской книжки « Книжкины именины» 1-11 Март
10 09,05,2121г. День воинской славы России: День Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов 1-11 Май
Тематика библиотечных уроков.
• Тема 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке и книгохранилищу. Понятия: «читатель», «библиотека», «библиотекарь».
• Тема 2. Основные правила пользования библиотекой. Как записаться в библиотеку.
• Тема 3. Правила и умения обращаться с книгой. Обучение простейшему ремонту книг.
• Тема 4. Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент». Правила расстановки книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе.
• Тема 5. Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление книги: текст, страница, иллюстрация.
• Тема 6. Периодическая литература. Понятие о газете и журнале. Газеты и журналы для детей.
• Тема 7. Твои первые энциклопедии, словари, справочники.
• Тема 8. История книги. Древнейшие библиотеки.
• Тема 9. Какие бывают библиотеки. Роль современной библиотеки в развитии науки.
• Тема 10. Патриотические уроки, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
• Тема 11. Русская народная сказка.
Профессиональное развитие библиотекаря.
• Участие в методических семинарах библиотечных работников, проводимых Городским методическим центром.
• Участие в вебинарах издательства «Просвещение» и других издательств, в профессиональных мероприятиях в целях обмена опытом работы.
• Изучение и использование опыта работы библиотекарей других ОО:
- посещение семинаров;
• Самообразование:
- чтение и анализ статей в периодической литературе, посвященных работе школьной библиотеки;
- изучение нормативных актов, касающихся работы школьной библиотеки.
• Освоение новых систем автоматизированного комплектования фондо