Принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг Принцип добровольности
Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (п. 1 ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому должен соблюдаться принцип добровольностипредоставления платных дополнительных образовательных услуг (ученик имеет право, но не обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объемапредоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг» (ч. 2 п. 5 Правил).
Отдельно следует раскрыть принцип добровольности платных образовательных услуг при реализации школой такой формы обучения как экстернат.
При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самостоятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором он проходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по установленному графику. Экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом (в пределах двух учебных часов); других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении (п. 2.5 Положения о получении общего образования в форме экстерната, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884*). Взимание какой-либо платы за указанные услуги в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не предусматривается. Любые дополнительные учебные занятия, кроме перечисленных выше, вобщеобразовательном учреждении, в котором экстерн проходит аттестацию, могут проводиться только по его желанию в качестве дополнительной платной образовательной услуги в соответствии с Правилами и договора между экстерном и учреждением (п. 1.8 Положения о получении общего образования в форме экстерната).
Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посещения курса лекций или иных занятий является грубейшим нарушением законодательства. В случае платности таких занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Незаконность подобной практике подчеркивается и в Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (приложение к письму Министерства образования России от 23 января 2002 г. № 03–51–16ин/13–03).
Принцип полноты информации
Платные дополнительные образовательные услуги оказываются школой на договорной основе.
До заключения договора школа обязана предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 7 Правил). До потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) доводится информация, содержащая следующие сведения (п. 8 Правил):
— наименование и место нахождения (адрес) школы, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
— уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
— перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их предоставления;
— стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;
— форма документа, выдаваемого по окончании обучения.
Очевидно, что последнее требование об ознакомлении с формой
документа, выдаваемого по окончании обучения, для школы, оказывающей платные дополнительные образовательные услуги, не всегда приемлемо по причине того, что какие-либо документы часто просто не выдаются, например, при оказании услуг по репетиторству, услуг спортивных секций и т.д. С другой стороны, при оказании услуг профессиональной подготовки требование об ознакомлении потребителя с формой документа вполне обоснованно.
Кроме перечисленных сведений, с которыми необходимо ознакомить потребителя, Правила оказания платных образовательных услуг говорят о порядке приема и требованиях к поступающим (пп. «д» п. 8). Указанное требование относится в большей степени к образовательным учреждениям профессионального образования, поступление в которые осуществляется в конкурсном порядке. В отношении школ, оказывающих дополнительные платные образовательные услуги, можно говорить о необходимости указать возрастные и образовательные требования к обучающимся. Например, если мы говорим о спортивной секции, то указываем, что упражнения рассчитаны на детей такого-то возраста, а при введении курса экономики указываем, что учебная программа рассчитана на обучающихся таких-то классов или ступени общего образования.
Школа обязана также предоставить для ознакомления по требованию потребителя (п. 10 Правил):
а) устав государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении государственно
го или муниципального общеобразовательного учреждения;
б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
в) адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, органа управления образованием;
г) образцы договоров оказания платных дополнительных образовательных услуг;
д) образовательные программы, стоимость образовательных услуг, по которым включается в основную плату по договору;
е) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Школа обязана сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.
Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Заключение договора оказания платных дополнительных образовательных услуг
Сторонами договора оказания платных дополнительных образовательных услуг согласно п. 2 Правил являются исполнитель — сама школа и потребитель — «организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично». Как видим, под указанную категорию «потребителя» попадают как родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, так и сам обучающийся (вне зависимости от достижения совершеннолетия) в качестве лица, «получающее образовательные услуги лично».
В Примерной форме договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994* (далее — Примерная форма), в качестве сторон договора указываются исполнитель, заказчик и потребитель. В качестве заказчика выступают родители (законные представители) обучающегося, а в качестве потребителя — сам несовершеннолетний обучающийся, достигший 14-летнего возраста. При этом заказчик и потребитель выступают как одна сторона договора, что вызывает обоснованные сомнения. Ведь согласно п. 3 ст. 154 и п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц, которые и являются сторонами договора. В нашем случае речь идет о соглашении, в котором участвуют три лица: исполнитель — школа, заказчик — родитель (законный представитель) и потребитель — обучающийся, достигший 14-летнего возраста, устанавливающем права и обязанности для каждой из сторон. На наш взгляд, в данном случае договор является не двухсторонним, как следует из текста Примерной формы, а многосторонним. При этом, исходя из того, что несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет заключают сделки с письменного согласия своих родителей (законных представителей) (ст. 26 ГК РФ), можно полагать, что родители дают такое согласие, когда сами подписывают договор от собственного имени.
Малолетние (дети, не достигшие 14 лет) в Примерной форме не включаются в субъектный состав сторон договора. Это связано с положением п. 1 ст. 28 ГК РФ, в соответствии с которым за малолетних сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Таким образом, малолетний не может быть стороной в договоре, а является третьим лицом, в пользу которого заключен договор.
В разделе 1 Примерной формы при определении предмета договора, т.е. совокупности действий, которые должна совершить одна сторона в пользу другой стороны, не упоминается потребитель, хотя очевидно, что оказание услуг именно в отношении него, а не заказчика составляет предмет договора оказания платных образовательных услуг. Особенно это важно для договора, который заключается в отношении малолетних потребителей, так как в противном случае используемый в дальнейшем по тексту договора термин «потребитель» остается нераскрытым.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо дополнить раздел 1 Примерной формы указанием на то, что исполнитель предоставляет услуги именно потребителю, который указан в качестве стороны договора. А при заключении договора в отношении малолетнего указать в предмете договора, что услуги оказываются в отношении такого-то ребенка (фамилия, имя, отчество, возраст и т.д.), именуемого в дальнейшем «Потребитель».
В настоящем разделе книги, если это не оговаривается особо, используются термины «заказчик» — в отношении родителей несовершеннолетних обучающихся, заказывающих услуги для своих детей, и «потребитель» — в отношении всех несовершеннолетних обучающихся.
Порядок заключения договора оказания платных образовательных услуг имеет много общего с заключением публичного договора, урегулированного ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Разница заключается в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ исполнителем по публичному договору выступает коммерческая организация, а школа ею не является. Так же как и при заключении публичного договора, школа обязана заключить договор оказания платных дополнительных образовательных услуг при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу. Школа не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами (п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг). По этой причине Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства считает противоречащими закону положения некоторых договоров оказания платных образовательных услуг об установлении рассрочки платы за обучение, скидок в «индивидуальном порядке»*. Если школа имеет намерение установить какие-либо скидки для отдельных категорий обучающихся, то критерии и размеры скидок должны быть четко определены в локальном акте школы, определяющем стоимость дополнительных платных образовательных услуг, и применяться ко всем обучающимся, подходящим под установленные школой критерии.
Форма и содержание договора оказания платных дополнительных образовательных услуг
Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон). В Примерной форме договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями говорится о составлении договора в двух экземплярах и в том случае, когда несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста, выступает в качестве стороны договора.
Согласно п. 14 Правил договор должен содержать следующие сведения:
а) наименование государственного или муниципального общеобразовательного учреждения — исполнителя и место его нахождения (юридический адрес);
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) сроки оказания образовательных услуг;
г) уровень и направленность дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего до говор от имени школы, его подпись, а также подпись потребителя, т.е., по терминологии Примерной формы договора, подпись заказчика и потребителя, достигшего 14-летнего возраста.
От имени школы договор подписывается директором либо иным лицом, которому директор школы передал полномочия заключать и подписывать такие договоры по доверенности.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме (в нашем случае в письменной форме) достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К существенным условиям относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, перечисленные в пп. «а» — «г» п. 14 Правил условия договора представляют собой минимальные требования, согласование и оформление которых является условием его заключения. Кроме этого, стороны имеют право предложить согласовать и включить в договор любое другое условие, которое считают необходимым (об этом говорится и в пп. «д» п. 14 Правил). Соответственно в таком случае договор будет считаться заключенным с момента согласования и оформления предложенного сторонами условия договора.
Модели договоров оказания платных дополнительных образовательных услуг в отношении несовершеннолетних обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста и, соответственно, не достигших такого возраста приведены в приложениях 3 и 4.
Установление стоимости оказываемых образовательных услуг
Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между школой и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора (п. 18 и 19 Правил).
Органами местного самоуправления предоставлено право регулирования цен на услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, чем они зачастую и пользуются. Не будем вдаваться в юридические споры по поводу данного полномочия органов местного самоуправления, заметим лишь, что в этом вопросе присутствует коллизия и с частью второй п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами». А ведь органы местного самоуправления к государственным органам не относятся. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержден постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. Регулирование цен на образовательные услуги данным Перечнем не предусмотрено.
Исполнение договора
Исполнение договора оказания платных образовательных услуг выражается в личном оказании исполнителем образовательных услуг, в принятии услуг потребителем и оплате услуг заказчиком.
Порядок исполнения договора весьма скупо урегулирован Правилами оказания платных образовательных услуг, поэтому необходимо обратиться к общим положениям Гражданского кодекса РФ:
гл. 22 «Исполнение обязательств», гл. 39 «Возмездное оказание услуг», а также в силу ст. 783 — к общим положениям о подряде (ст. 702–729) и положениям о бытовом подряде (ст. 730–739).
Исполнитель (школа) обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ), что означает, что услуги оказываются данным образовательным учреждением в лице привлекаемых им педагогов. Если в договоре в качестве существенного условия не указан конкретный педагог, который будет вести занятия, то образовательное учреждение свободно в выборе конкретного педагога для проведения занятий. Местом оказания услуг, если иное не предусмотрено договором, является местонахождение исполнителя, т.е. услуги оказываются по общему правилу в стенах школы.
Школа обязана соблюдать сроки обучения, утвержденные ею учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий (п. 12 Правил). Согласно Примерной форме в договоре указывается общий срок обучения, а в приложении к договору — количество часов занятий по какому-либо курсу (общее и в неделю).
Важным вопросом при заключении договора оказания дополнительных образовательных услуг является вопрос обеспечения учебной литературой и другими учебными материалами. Согласно ст. 704 Гражданского кодекса РФ, которая применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено в договоре. Применительно к образовательным услугам это означает, что школа должна обеспечить не только педагогический состав, помещение и оборудование, необходимые для оказания услуг, но и обеспечить обучающихся в достаточном количестве учебной литературой и учебными материалами, требующимися для выполнения заданий, предусмотренных учебным планом. Таким образом, если для проведения занятий требуется наличие каких-либо учебников, рабочих тетрадей и их стоимость школа не включает в стоимость услуг, то необходимо указать в договоре в качестве обязанности заказчика приобретение необходимых учебных материалов. В Примерной форме подобная норма есть (п. 3.8.) «Обеспечить Потребителя за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего исполнения Исполнителем обязательств по оказанию дополнительных образовательных услуг, в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Потребителя», но, как представляется, данное условие договора нуждается в уточнении, необходимо перечислить, какими именно «предметами» заказчик обеспечивает потребителя.
В п. 3.2 Примерной формы указывается в качестве обязанности заказчика «при поступлении Потребителя в общеобразовательное учреждение и в процессе его обучения своевременно предоставлять все необходимые документы, предусмотренные уставом общеобразовательного учреждения». Положения данного пункта вызывают определенные сомнения, ведь речь идет о платных дополнительных образовательных услугах, которые в абсолютном большинстве случаев оказываются в той же школе, где ученик обучается по основным общеобразовательным программам, а, следовательно, о «поступлении в общеобразовательное учреждение» говорить не приходится. Если же потребитель получает платные дополнительные образовательные услуги не в своей «основной» школе, то опять же непонятно, какие документы должна требовать школа, ведь их перечень нормативно не установлен. Даже если в устав школы включен какой-либо перечень документов, требуемых школой при заключении договора оказания платных дополнительных образовательных услуг, то непредставление таких документов не может служить основанием для отказа в заключении договора: согласно п. 13 Правил исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу*.
О каких документах, предоставляемых заказчиком «в процессе обучения», идет речь тоже непонятно. Законодательством необходимость предоставления таких документов не предусматривается, а, следовательно, требование со стороны исполнителя — школы не является законным и также не может быть основанием для каких-либо отрицательных последствий для заказчика и потребителя.
Заказчик обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Заказчику в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть
выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг. Расчеты по платным образовательным услугам с населением должны производиться, как правило, в безналичном порядке. При расчетах наличными должны применяться контрольно-кассовые машины (ККМ), зарегистрированные в налоговых органах. В то же время следует иметь в виду, что учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения могут не применять ККМ, оказывая услуги населению, при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам*.
Исполнение договора оказания платных образовательных услуг представляет собой встречное исполнение обязательств, когда исполнение обязательств исполнителем (школой) обусловлено исполнением заказчиком (родителями обучающегося) обязательства по оплате услуг. Поэтому в соответствии со статьями 328 и 719 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, школа вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения, если родители не произвели оплату обучения в установленный договором срок.
* Разумеется, если речь идет о договоре об оказании дополнительных образовательных услуг в виде посещения спортивной секции, требование о предъявлении медицинского заключение об отсутствии противопоказаний для занятия соответствующим видом спорта должно быть включено в договор.
Ответственность сторон
Ответственности сторон договора посвящен раздел III Правил оказания платных образовательных услуг. В п. 21 Правил установлены общие принципы ответственности сторон по договору: за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации, т.е. Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей», самими Правилами. При этом в договоре не допускается ограничение ответственности исполнителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Такие положения договора признаются недействительными (ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Следует отметить, что в Правилах говорится только об ответственности школы как исполнителя. Причем режим ответственности школы полностью взят из Закона РФ «О защите прав потребителя» без учета специфики образовательных услуг*.
* Пункт 1 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Утвержден постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745.
Ответственность общеобразовательного учреждения — исполнителя 1. Школа несет ответственность за недостатки оказанных образовательных услуг, в том числе оказание их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами. В этом случае потребитель (в терминологии Правил, а по нашей терминологии — заказчик либо заказчик по согласованию с потребителем, достигшим 14-летнего возраста) вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;
б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных заказчиком расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Требование о безвозмездном оказании образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором, должно быть удовлетворено в срок, определенный в договоре, дополнительным соглашением сторон либо, если такой срок стороны не согласовали, в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем (ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в указанный срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем, заказчик и потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков.
Кроме того, если были обнаружены существенные недостатки образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора, заказчик совместно с потребителем, достигшим 14-летнего возраста, имеет право расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков (п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей, п. 23 и 25 Правил). Под существенным недостатком услуги понимается «неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки» (преамбула Закона РФ «О защите прав потребителя»).
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ «под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)». Применительно к убыткам, причиненным заказчику и потребителю при оказании платных образовательных услуг с недостатками, очевидно, речь идет о расходах, которые произвел заказчик или должен будет произвести для устранения недостатков услуг силами третьих лиц, т.е. других образовательных учреждений или индивидуальных преподавателей, оказывающих подобные платные образовательные услуги.
Вопрос ответственности школы за недостатки оказанных образовательных услуг тесно связан с понятием качества услуг. В настоящее время легального механизма определения качества дополнительных образовательных услуг, оказываемых школой, нет. На практике недостатки дополнительных образовательных услуг обычно связаны с неполнотой их оказания в нарушение утвержденных образовательных программ и учебных планов.
Приведем пример таких недостатков. В школе была открыта группа по подготовке к вступительным экзаменам по истории в вузы, в которой обучались учащиеся 10-х классов на основе договора оказания платных дополнительных образовательных услуг. В соответствии с учебным планом обучающиеся должны были прослушать полный курс лекций по отечественной истории с Древней Руси по наши дни, однако фактически учебный план выполнен не был и к концу года ученики изучили материал только по 1940 г. В таком случае обучающиеся и (или) их родители вправе потребовать от школы устранения недостатков оказанных услуг.
* См Комментарий к Правилам оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования // Директор школы. 2001. № 9. С. 103–115.
2. Школа несет ответственность за нарушение сроков оказания платных дополнительных образовательных услуг:
если школа своевременно не приступила к оказанию образовательных услуг;
если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок;
в случае просрочки оказания образовательных услуг.
В этом случае заказчик совместно с потребителем, достигшим 14-летнего возраста, имеет право:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;
б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
Вернувшись к нашему примеру с подготовкой к экзаменам по истории, можем привести примеры нарушения сроков оказания услуг. Так, если в течение года занятия постоянно отменялись, переносились, так что стало ясно, что полный курс истории не будет дан обучающимся, то они и (или) их родители вправе предъявить указанные выше требования по своему усмотрению.
Еще один пример. Если в школе велись платные занятия по обучению игре на гитаре, родители оплатили эти занятия на месяц вперед. В начале оплаченного месяца преподаватель, который вел занятия, увольняется, а нового преподавателя школе найти не удалось. В таком случае школа будет обязана по требованию родителей возместить им расходы на поиск и оплату услуг других преподавателей в части оплаченных, но фактически непроведенных занятий. Конечно, на практике родители редко предъявляют такое требование, а просто получают назад деньги за непроведенные занятия, что соответствует требованию «уменьшения стоимости образовательных услуг».
3. В любом случае, при нарушении сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных образовательных услуг потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков (п. 25 Правил).
Правила оказания платных образовательных услуг, видимо, с целью обеспечить всестороннюю защиту прав потребителей платных образовательных услуг устанавливают жесткие правила ответственности школы, не учитывая специфики услуг в сфере образования. При этом, устанавливая такую одностороннюю ответственность, Правила даже не воспроизводят п. 6 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя», в соответствии с которой требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
4. Школа несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков образовательной услуги (ст. 1095 Гражданского кодекса РФ, ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителя»).
Такая ответственность имеет место, например, при несоблюдении требований техники безопасности при проведении занятий в спортивных секциях, когда обучающийся получил травму.
Ответственность заказчика (родителей обучающихся и их самих)
1. Заказчик несет ответственность за просрочку оплаты услуг.
Правила оказания платных образовательных услуг не предусматривают специальных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязанности по оплате обучения, поэтому данный вопрос регулируется общими положениями ГК РФ об ответственности за неисполнение денежного обязательства (ст. 395). Статья 395 ГК РФ предусматривает уплату лицом, просрочившим внесение денежных средств, процентов на просроченную сумму в размере ставки рефинансирования*. Договором может быть установлен иной размер процентов за просрочку оплаты. Наступление такой ответственности касается, прежде всего, случаев, когда услуги оплачиваются после их оказания.
При этом, в случае просрочки оплаты, исполнитель имеет право не приступать к оказанию услуг (исходя из встречного характера исполнения обязательств, ст. 328 ГК РФ).
Примерная форма предусматривают, что исполнитель имеет право расторгнуть договор оказания платных дополнительных образовательных услуг, если заказчик нарушил сроки оплаты услуг, предусмотренные договором (п. 7.3).
2. Заказчик несет ответственность за возникновение ситуации невозможности исполнения договора (п. 2 ст. 781 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 781 ГК РФ в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Очевидно, что в случае образовательных услуг невозможность исполнения наступает прежде всего, когда обучающийся не является на занятия.
Данная ситуация никак не урегулирована в Правилах и в Примерной форме. Но очевидно, что на практике тут могут возникнуть проблемы. Так, если обучающийся посещает платные дополнительные групповые занятия, то, скорее всего, целесообразно закрепить в договоре, что пропущенные занятия подлежат оплате и не компенсируются, т.к. в противном случае пропуск занятий порождает дополнительные расходы для школы, ведь педагог все равно ведет занятия для оставшихся в группе обучающихся и уменьшить его оплату труда администрация школы не вправе.
* По состоянию на 1 марта 2006 г. ставка рефинансирования равна 12% годовых (телеграмма Центрального банка РФ от 23 декабря 2005 г. № 1643-У).
При проведении индивидуальных занятий, оплата за которые устанавливается в зависимости от количества проведенных занятий, целесообразно пойти иным путем и определить, когда неявка обучающегося на занятия не влечет за собой наступление ответственности заказчика в виде обязательной оплаты услуги, а занятия переносятся на другое время при соблюдении определенных условий. Например, если заказчик предупредил администрацию школы о пропуске занятий не менее чем за два дня.
Изменение и расторжение договора
По общему правилу договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Соглашение об изменении или о расторжении договора оказания платных дополнительных услуг совершается, так же как и сам договор, в письменной форме (п. 1 ст. 452 ГК РФ).
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут:
а) по решению суда при существенных нарушениях договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных законом (для договора оказания платных дополнительных образовательных услуг таких случаев законом не предусмотрено) или договором;
б) в результате одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, если такой отказ допускается законом или соглашением сторон.
Поскольку случаи обращения в суд за расторжением или изменением договора оказания платных дополнительных образовательных услуг, очевидно, будут единичными, рассмотрим основания одностороннего отказа от исполнения договора.
1. Отказ со стороны заказчика и потребителя, достигшего 14-летнего возраста, возможен при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 782 ГК РФ). Очевидно, что такие расходы школы связаны с организацией и подготовкой оказания услуг и в большинстве случаев будут ограничиваться суммой произведенной заказчиком предоплаты, поскольку процедура истребования каких-либо дополнительных сумм в качестве платы за произведенные фактические расходы сверх предоплаты при отсутствии доброй воли заказчика возможна в судебном порядке, что связано с различными процедурными сложностями и временными затратами.
2. Отказ со стороны исполнителя — школы в случае нарушения заказчиком сроков оплаты услуг в порядке, предусмотренном договором (ст. 719 ГК РФ). В договоре целесообразно указать характер и количество нарушений оплаты услуг, при которых школа имеет право на односторонний отказ от исполнения договора.
3. Отказ со стороны исполнителя — школы, производимый в любое время, при отсутствии каких-либо виновных действий со стороны заказчика. Такой отказ предусмотрен ст. 782 ГК РФ при условии полного возмещения заказчику убытков. Возникает вопрос, насколько данное положение ГК РФ соответствует п. 13 Правил, по которым исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу», а следовательно, обязан и исполнить такой договор при наличии соответствующей возможности. По нашему мнению, отказ со стороны исполнителя правомерен только при невозможности оказать услугу, например, при увольнении одного педагога, который вел дополнительные занятия, и отсутствии другого специалиста, который мог бы продолжить проведение каких-либо узкоспециальных занятий (например, увольнение учителя музыки, который вел обучение игре на альте).
4. Отказ по иным основаниям, предусмотренным договором.
В договор оказания платных дополнительных образовательных услуг могут включаться дополнительные основания для одностороннего отказа от исполнения договора, например, основание, указанное в п. 7.5 Примерной формы, — систематическое нарушение потребителем прав и законных интересов других обучающихся и работников исполнителя, расписания занятий или создание препятствий нормальному осуществлению образовательного процесса.
При одностороннем отказе договор считается расторгнутым или измененным (при частичном отказе) в силу самого факта его осуществления, однако это не исключает возможности оспаривать в суде обоснованность одностороннего отказа заинтересованной стороной (ст. 11 ГК РФ).